СМИ о нас
27 марта 2017

Как гендиректору Кировского молочного комбината удалось вывести предприятие на европейский уровень

Как гендиректору Кировского молочного комбината удалось вывести предприятие на европейский уровень
«Вятушка»... Известная молочная продукция под этой маркой – один из брендов региона. Её узнают на прилавках, ей отдаёт предпочтение покупатель, выбирающий здоровое питание. А выпускает эту продукцию, которая много лет входит в число 100 лучших товаров России, Кировский молочный комбинат (КМК).

Четверть века предприятие возглавляет Василий Куприянович Сураев, сегодняшний гость новой рубрики «Кировской правды» «Формула успеха».

– Василий Куприянович, весной 2014 года ваша фамилия пополнила список почётных граждан города Кирова. Что ощущает человек, когда входит в «золотой фонд» областного центра?

– Это огромная честь и не менее огромная ответственность. Я никогда не работал ради достижения каких-либо званий или наград. И у меня, и у коллектива КМК цель одна – это выпуск качественной продукции.

– До избрания вас в 1991 году руководителем молочный завод за 58 лет своего существования сменил 25 директоров. 1990-е годы были, пожалуй, самыми сложными для промышленных предприятий. Как вы решились в свои 38 лет взять на плечи такой груз?

– Это был период перехода от плановой экономики к рыночной. Предприятие находилось в тяжёлом положении. Износ основных фондов огромный: оборудования – за 90%, общий износ всех фондов – более 65%. Оборудование работало в аварийном режиме, возник дефицит запчастей, так как прекратились плановые поставки. Не было и современного упаковочного оборудования: оно производилось только в Европе, а для его закупки нужна валюта. Совершенно не выделялись деньги на решение социальных вопросов – таких, как строительство жилья.

Зарплата у рабочих была крайне низкая… Но я не только знал эти проблемы, причём изнутри, но и как их можно решить. На тот момент я 13 лет отработал в производственном объединении молочной промышленности Кировской области, два года – в агропромышленном комитете, два года – в межхозяйственном объединении молагропрома.

Я курировал вопросы снабжения, комплектации, строительства, реконструкции и эксплуатации всего оборудования. Поэтому, когда мне поступило предложение, решил принять участие в конкурсном отборе на должность руководителя. Сделал это осознанно, чувствуя, что имею необходимые знания и опыт.

– Как вам удалось вывести комбинат на практически европейский уровень?

– В серьёзных вопросах, таких, как реконструкция или строительство, всегда советовался со специалистами, руководителями аналогичных предприятий из других регионов. Я не боялся показать, что чего-то не знаю, выслушивал мнения всех. Если их было несколько, садился основательно изучать каждое – в такие периоды для меня не существовало понятий рабочее время и выходной день. Засиживался до глубокой ночи. Анализировал, а затем, если выяснял, что предложения имеют недостатки, принимал собственное решение и доводил его до специалистов.

– У вас два высших образования: экономическое и юридическое. Почему для вас важно постоянно учиться?

– Было модно защищать кандидатские и докторские диссертации, даже если ты не сам их писал… А я шёл учиться, когда понимал, что без тех или иных знаний не смогу работать по выбранной профессии, на занимаемых должностях. С отличием окончил Торбеевский техникум мясной и молочной промышленности. Затем, когда понадобилось экономическое образование, я получил его во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте. Возникла потребность в юридическом образовании – окончил Московскую финансово-юридическую академию по специальности «Юриспруденция», тоже диплом с отличием. Учёба давалась легко, никогда не был «зубрилкой».

– Говорят, глядя на вас, и ваша супруга тоже решила получить ещё одно образование?

– Не совсем так. Она окончила строительное училище № 8 города Кирова с отличием по специальности сметчик-чертёжник-конструктор. Изучала бухучёт в Кировском лесопромышленном техникуме, поступила в Вятский госуниверситет на экономическую специальность. Но был момент, когда решила бросить вуз: загруженность на работе, дети – тяжело было совмещать работу, быт и учёбу… Но тут я, как руководитель, надавил: высшее образование необходимо. Кроме того, было принято решение правления о том, что если люди обучались за счёт предприятия, но бросили учёбу, то будут обязаны вернуть израсходованные средства. Супруга подумала-подумала (возвращать ей пришлось бы годовую зарплату) и вуз всё-таки успешно окончила.

– Вернёмся к предприятию. С какими результатами КМК вошёл в 2017 год?

– Комбинат сохранил численность коллектива – 850 человек. Производительность труда выросла на 1,8 процента (в сравнении с 2015 годом) и составила 5 миллионов 760 тысяч 223 рубля. Увеличилась на 2 процента выручка от реализации продукции: без НДС она составила 4 миллиарда 957 миллионов 565 тысяч рублей.

Самый важный, пожалуй, показатель, который интересует общество: сколько предприятие платит налогов? Так вот, за 2016 год эта сумма составила 957 миллионов 168 тысяч рублей (в 2015-м – 902 миллиона 991 тысяча рублей).

Напомню, с 2004 года КМК стал учредителем 10 агрофирм, сейчас в них трудятся 1800 человек. На сегодня дневной объём производства в наших агрофирмах достиг 239 тонн молока. Дойное стадо в 2016 году по сравнению с 2015-м увеличилось на 594 коровы и составило 10591 голову.

– Уважение вызывает активная социальная политика, которую вы ведёте на предприятии: соцпакет, включающий решение проблем с жильём, поддержка семей с детьми, санаторное лечение сотрудников…

– Меня родители научили заботиться о других. Работая в объединении, я знал, как распределяются путёвки и прочие социальные блага: сначала – руководителям служб, а остальным… если хватит. Сегодня на КМК ежегодно более 100 человек получают путёвки в санатории. Я, как акционер предприятия, изначально отказался от дивидендов – предложил положенную мне сумму распределять между многодетными, малообеспеченными и одинокими матерями. Так я пытался хоть как-то их поддержать. Ведь когда у человека финансовые трудности, нет и нужного настроя на работу, поэтому руководителю важно решать эти проблемы. Позднее, когда удалось укрепить материально техническую базу предприятия, выплаты данной категории работников стали осуществляться из бюджета комбината. Сегодня женщины, уходя в декрет, знают, что до достижения ребёнком возраста трёх лет будут получать ежемесячно три тысячи рублей. Если и отец работает на КМК, эта сумма составит шесть тысяч рублей. Причём даже если мама вышла на работу.

Едва возглавив предприятие, я занялся решением жилищного вопроса сотрудников. До этого несколько лет КМК ничего не строил, последнее новоселье праздновали в 1986 году. При мне первый многоквартирный дом ввели в 1993 году, второй – в 1996-м. Затем перешли на строительство с долевым участием, работая со строительными фирмами «Маяковская» и «Кировспецмонтаж». Я сам 10 лет прожил в общежитии, в комнате в 12 квадратных метров. Один, вдвоём и даже вчетвером. И знаю не понаслышке, что это такое.

– Если говорить о личном, хочется спросить: «молочную» профессию вы выбрали неспроста?

– Я родился в посёлке Ширингуши, в Мордовии. У нас были корова, тёлка, гуси, утки, куры. И доить приходилось, хоть и не часто. Были и другие обязанности – сено косить, свёклу рубить, дрова колоть, а когда на дрова денег у семьи не было, рубить ивняк.

– Какие молочные продукты вы любили в детстве?

– Домашний творог и взбитое из кислых сливок масло. Процесс производства масла длительный, но руки у меня были сильные, усидчивости хватало взбивать сливки в течение часа. Мама такую помощь ценила. Кстати, бочоночек тех лет, который помнит руки моей мамы, у нас в музее КМК хранится.

– С будущей супругой, Любовью Фёдоровной, познакомились на рабочем месте? Это служебный роман?

– Не совсем. Служебный роман – несколько другое. Она работала в конструкторском бюро. И я туда постоянно заходил, контролировал проектные работы. Познакомились во время новогоднего вечера на комбинате. Я пригласил её на танец. Потанцевал и… пропал. Было это в декабре 1976-го. 30 сентября 1977 года сыграли свадьбу. Нынче отметим 40 лет счастливой супружеской жизни. Кстати, 22 марта была ещё одна дата 41 год, как я работаю на комбинате, а 6 июля исполнится 26 лет, как им руковожу.

– Ваши дети Надежда и Фёдор работают на комбинате?

– Да, Фёдор начал трудиться на предприятии лет в 16 оператором копировально-множительной машины. На лето подменял штатного оператора. Желающих на это место не было – работа не была денежная, а он сам попросился. Надежда пришла чуть позже на должность помощника юрисконсульта. Я для них ни тёплых местечек, ни должностей специально не создавал.

– Самый ценный совет, который вы получили в жизни и передали своим детям?

– Ценных советов за жизнь было немало. Например, от родителей: никогда не брать чужого и не обижать слабых. Начиная дело, доводить его до конца.

– В чём, по-вашему, главный смысл жизни?

– В созидании. Прожить так, чтобы оставить добрый след. Успеть сделать как можно больше хорошего.

– Правда, что не бывали на море? Почему?

– Когда был маленьким, у семьи не было возможности нас туда свозить. Потом все отпуска проводил у своих родителей и родителей супруги в Коми. Сенокосил, решал какие-то хозяйственные вопросы, не до моря было. Став директором, первые два года не мог вырваться в отпуск – ситуация на предприятии была сложнейшая. В Кирове без талонов продавали только хлеб и молоко. Тогда главой города был Анжелий Михайлович Михеев. Раз в неделю он звонил, спрашивал, надо ли чем помочь комбинату, и напоминал, что я обязан обеспечить город молоком. Сейчас тоже не могу позволить себе длительный отпуск – ситуация в области такова, что надо руку держать на пульсе. За мной – предприятие и коллектив. Отпуска провожу в санаториях Кировской области. Беру снасти и ловлю рыбу.

– Чем занимаетесь в выходные?

– Я счастливый дед. У меня три внучки. Гостят в выходные – когда по одной, а когда и все сразу. Они рисуют или лепят, иногда просят поиграть в прятки или даже в куклы. Дома есть для всех альбомы, кисточки, краски и коробки с пластилином. Со своими детьми тоже занимался. Водил их в парк к Дворцу пионеров, катал на санках, затем поставил на лыжи. Падали, плакали. Фёдора в футбол научил играть: я не поддавался, он проигрывал и ревел. Так я учил их не сдаваться, принимать неудачи, делать выводы и… идти дальше.